Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - О раскрепощенном живом упругом встряхивании

О выбросе силы в тайцзицюань стиля Чэнь

Сверхъестественная сила тайцзицюань – это результат слияния в одно целое традиционных китайский методов вскармливания жизни, методов самообороны и психической саморегуляции. Благодаря такому симбиозу тайцзицюань сейчас интересен людям во всем мире. Однако его изначальное назначение – это боевое искусство. Именно оно является его сущностью; боевое искусство – это душа тайцзицюань. Поэтому нужно практиковать истинный тайцзицюань, практиковать одухотворенно, практиковать его «манеру боевого искусства», к тому же необходимо понимать характерные особенности силы в тайцзицюань.

Раскрепощенное живое упругое встряхивание – это одна из главных специфических особенностей тайцзицюань стиля Чэнь. Подобная сила базируется на раскрепощенном состоянии всего тела, а внутреннее вращение даньтянь является ее ядром; она использует обратную силу отражения от давления стоп на землю.
Это – мгновенно исходящая по спиральной траектории встряхивающая взрывная сила. Что такое взрывная сила? В биомеханике сила, умноженная на скорость (F×V) называется взрывной силой. Однако формирование раскрепощенной живой упругой встряхивающей силы тайцзицюань – это необычайно сложный комплекс движений. Он выражается в слиянии цзин-ци- шэнь (сущности-энергии-духе) человека, силы сознания, силы дыхания и силы движения в одно неразделимое целое и является необычайно таинственной скрытой возможностью, таящейся в человеке. Посредством физики и биомеханики очень сложно четко объяснить данный феномен. Хотя автор этих строк практикует и преподает тайцзицюань более 30 лет, но все же до сих пор не имеет полного представления о механизме этой силы. Сейчас мы на основании анализа и практического опыта, взяв в качестве исследования характерные особенности силы тайцзицюань, форму и природные свойства раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия, пути тренировки этого вида силы, попробуем обобщить и отразить в нижеприведенном материале.

1. Характерные особенности усилий тайцзицюань

Поговорим о силе ли. Считается, что в тайцзицюань можно только «использовать сознание» и «не использовать силу». Фактически можно не пользоваться словом «сила» (ли), а называть силу тайцзицюань словом «усилие» (цзинь). На самом деле в китайском языке между словами «цзинь» и «ли» нет четкого различия. В толковом словаре «Цихай» слово цзинь разъясняется как «сила ци», в его составе есть иероглиф ли – «сила». В другом толковом словаре «Цыюань» цзинь комментируется как «крепкая сила», опять же с иероглифом ли. Чтобы объяснить этот аспект тайцзицюань, используем понятие «ловкое усилие» (цяо цзинь), в противовес «грубой силе» (чжо ли). Поэтому, я считаю, что, говоря о силе в тайцзицюань, не обязательно открещиваться от слова ли. Кроме этого, выражение «используйте сознание и не используйте силу» не корректно, поскольку сознание – это тоже особый вид силы. Сейчас мы не будем кружить вокруг да около цзинь и ли, для нас главное – выяснить, что такое усилие тайцзицюань? В чем состоят его характерные особенности и правила?
 

Что такое усилие тайцзицюань? Я хочу в шестнадцати иероглифах обобщить характерные особенности усилий в тайцзицюань. Это – взаимная поддержка инь-ян, проявление в форме спирали, все тело работает сообща, раскрепощенное живое упругое встряхивание.

Взаимная поддержка инь-ян является философской основой формирования силы в тайцзицюань. Говоря конкретно, сила в тайцзицюань – это сила единства противоположных сил, выраженных во взаимной поддержке жесткости и мягкости, одновременном погружении и легкости, взаимного содержания раскрытия и сжатия, взаимного порождения пустого и полного, совместной одновременной тренировки формы и духа, сочетания быстроты и медленности. Она основывается на симметрии инь-ян и на их единстве. Эти силы несут функцию поддержания равновесия в движениях своего тела. В форме тайцзицюань и в туйшоу взаимная поддержка усилий инь и ян выражается в принципах: если есть движение вверх – обязательно есть движение вниз, есть движение вниз – непременно есть движение вверх; в раскрытии есть сжатие, в сжатии есть раскрытие; в пустом есть полное, в полном есть пустое; слева тяжесть – сразу слева пусто, справа тяжесть – сразу справа отдаляется. А также в принципах свободного боя: мой ян бьет в инь противника, мой инь нейтрализует ян противника; встречается полное – бей по пустому, нейтрализуй полное – бей по пустому. Поэтому Ван Цзунъюэ писал: «Инь и ян взаимно поддерживают друг друга, только тогда будет понимание усилий».

Проявление в форме спирали – это форма движения силы тайцзи. Усилия тайцзицюань, мягкие и жесткие, полные и пустые, раскрытия и сжатия, легкости и погружения – все проявляются через спиральную форму в фазах скручивания шунь-ни, возвратно поступательные сгибания-складывания, не круглые так дугообразные. А именно, присущие усилия тайцзицюань – касание, продолжение, приклеивание, следование также основаны на спиральном усилии. Только имея скручивание в фазах шунь и ни можно вступить с противником в контакт, приклеиться к нему, понять, где у него полно и где пусто и отсюда выбирать способ атаки.

Все тело работает сообща. Формирование усилий в тайцзицюань и их реализация полностью опираются на работу всего тела. Не важно, большие или малые движения тайцзицюань, все управляется головным мозгом (силой сознания), а внутреннее вращение даньтянь (источник силы, сущности и энергии) управляет движениями всего тела, давление стоп на землю стимулируют обратную силу отдачи от земли (силу противодействия), отсюда в теле человека объединяются внутренняя и внешняя сила, а именно сгущается сущность-энергия-дух человека, координируется сила внутренних органов и формируется в силу всего тела. Учитель

Чэнь Чжаокуй говорил о сжатии в туйшоу: «Если сможешь сжать, то точно ослабишь», это означает, что обе кисти сжимаются, стопа и кисть сжимаются, сила всего тела сжимается, т. е. все тело противника становится зажатым и он не способен к эффективному противодействию.
Раскрепощенное живое упругое встряхивание – это эффект выброса силы в тайцзицюань. Это взрывная сила, исходящая из собранной силы взаимодействия инь-ян, от быстрого резкого короткого взрыва по спиральной траектории. Ниже мы еще раз рассмотрим ее проявление и природные свойства.

2. Проявление и природные свойства раскрепощенного живого упругого встряхивания

Что такое усилие раскрепощенного живого упругого встряхивания? Некоторые известные мастера тайцзицюань давали этому виду силы тайцзицюань очень много интересных характеристик.

Учитель Чэнь Чжаокуй, например, использовал следующие аллегории: «Это усилие лучше всего видно, когда выгуливают скот. После того как животное вываляется в пыли, оно встает и стряхивает с себя частички пота и грязи одним сильным встряхивающим движением. В Чэньцзягоу это усилие называют игэ лин (быстрота в один гэ )». «Это усилие похоже на то, как открывают брандспойт: вода заполняет шланг и резко бьет наружу». «Оно похоже на внезапно потерявшую контроль раскрывающуюся часовую пружину, образец быстроты и упругости».
Чэнь Синь относительно этого вида силы, писал: «(Она) застает врасплох, по этой причине противник не знает (откуда она приходит)».

Чан Найчжоу также очень интересно описывал это усилие раскрепощенного живого упругого встряхивания, например: «Похоже на то, как от испуга во время сна внезапно следует пробуждение; похоже на то, как на кожу попадает искра от костра; похоже на то, как вздрагивают зимой от внезапно ворвавшегося холода, … в подобных ситуациях, изначальная истинная ци сгущается, дух концентрируется». «Поэтому выпуск ци похож на зажигающийся огонь, на спускаемую арбалетную тетиву, внезапно и до конца». «Подобно хлопушке: чем плотнее забить, тем громче звук. Вначале нужно учиться концентрировать ци, потом учиться вращать по кругу (усилие скручивания, спиральное усилие), потом учиться использовать до конца (в прежних комментариях: «кости и мышцы направлять вместе одним пучком», а некоторые известные мастера говорили «использовать до конца»), когда в тренировке силы есть навык, три ци объединяются в одну, только тогда можно применять».

Поговорим о природных свойствах усилия раскрепощенного живого упругого встряхивания. Для начала нужно выяснить смысл этих понятий: раскрепощенность, живость, упругость и встряхивание.

Раскрепощенность – это обязательное условие для округлой живости. А раскрепощенная живость является предпосылкой для упругого встряхивания. Раскрепощенность базируется на макушечном усилии и устойчивости в нижней части тела. Психику, мышцы и суставы нужно привести в естественное состояние, нигде не должно быть зажимов, это будет подготовкой для последующего выброса силы. Раскрепощенность и концентрация – это потенциал единства противоположностей взаимной поддержки инь-ян человеческого тела. Например, требование в тайцзицюань «продвигаться вперед словно кошка» - это образ мягких и раскрепощенных перемещений. Но вместе с этим это указывает и на то, что когда кошка продвигается вперед, у нее одна нога идет вперед, а другая используется как опора, она обязательно должна концентрированно зацепиться за землю и упереться, тогда передняя нога будет ступать легко и проворно. А это говорит о том, что в теле кошки одновременно есть легкость и погруженность, раскрепощенность и концентрированность. В человеческом теле так же. Верхняя часть тела легкая и мягкая, нижняя часть должна быть устойчивой. Точка выброса силы может быть раскрепощенной и мягкой, но точка опоры обязательно должна быть крепкой и устойчивой. Левая нога шагает легко и проворно, правая нога еще больше напрягается. Поясница должна быть раскрепощенной и подвижной, макушечное усилие вверх и усилие погружения вниз должны быть скоординированы. Поэтому раскрепощенность нужно рассматривать с точки зрения взаимной поддержки инь-ян. Когда учитель Чэнь Чжаокуй говорил про раскрепощенность, он особо делал акцент на раскрепощенность груди и поясницы, и что нужно достичь «четырех столпов» раскрепощенности и погруженности. А именно обоих плеч и обеих куа. Раскрепостив куа, можно обрушить поясницу и сделать подвижным вращение даньтянь; при раскрепощении плеч можно раскрывать и закрывать область груди и спины, а также увеличить свободу движений рук. Он делал особый акцент на то, что в повседневных тренировках следует непрерывно увеличивать степень вращательной подвижности в плечах и куа. Отсюда видно, что раскрепощение плеч и раскрепощение куа является ключом к раскрепощению всего тела.

Под живостью имеется в виду округлая подвижность. В мире любое подвижное состояние имеет отношение к кругу. Вещь, имеющая форму круга – самая подвижная. Ключ проблемы округлой подвижности находится в изменениях шунь-ни по спиральным траекториям каждого отрезка тела и конечностей, которые позволяют свободно меняться пустое и полное потому, что сфера всегда имеет центр тяжести только в одной точке. Если есть опора на две точки, то не будет подвижности сферы. Поэтому скручивание шунь-ни и взаимная поддержка пустого и полного являются условием для раскрепощенной подвижности.

Упругость – это вид пружинистой силы. Все знают, что если давить на пружину, она имеет силу распрямления и если растягивать пружину, то она имеет силу сжатия. Эти две эластичные трансформации образуются от упругой силы противодействия, которая называется пружинистой силой. Эластичная трансформация и пружинистая сила образуют прямую пропорциональность. Чем большую границу имеет эластичная упругость, тем сильнее пружинистая сила. В некоторых видах спорта во время тренировок делается акцент на пружинистую силу предметов. Например, стрельба из лука основана на пружинистой силе лука; в прыжках в воду используется пружинистая сила доски; в прыжках с шестом – пружинистая сила шеста и т. д. И в движениях тайцзицюань используется пружинистая сила. Самым главным является тренировка взаимного сочетания внутренней и внешней силы мышц всего тела. Позже мы коснемся методов тренировки пружинистой силы тайцзицюань.

Встряхивание – это форма проявления описываемой выше пружинистой силы. Это быстрое встряхивающее, спиральное, накатывающее, импульсное усилие, похожее на поднимающуюся и проявляющуюся силу сразу всего тела. Поэтому, учитель Чэнь Чжаокуй образно говорил об этой силе: об ударе кулаком: «Словно мой кулак не нужен, берем и выбрасываем», о силе руки: «Моя рука не нужна, берем и встряхиваем». Отсюда встряхивающее усилие имеет еще смысл полного высвобождения. В «Суждениях о кулачном искусстве» также есть образное определение этого встряхивающего усилия: «Все тело мягкое, будто без костей, внезапно разжимается и проявляется в кистях».

Раскрепощенное живое упругое встряхивающее усилие всегда базируется на раскрепощении всего тела. Оно основывается на надавливании стопами земли (как источник электрического тока), управляется внутренним вращением даньтянь (как генератор электрического тока подает электричество по проводам), с потенциальной энергией всего тела концентрируется в точке выброса силы, и с вибрацией, с последовательным волновым накатыванием влево-вправо-влево …, или вверх-вниз-вверх …, или сжиманием-распрямлением-сжиманием взрывается мощной силой. Эта взрывная сила обычно воспринимается как огромный скрытый потенциал человеческого тела. На нем основаны самые последние теории, см., например: «Жизнь как вибрационные колебания» («Мировая физическая культура», № 1 за 1991 год) или лечение застоев крови вибрацией (китайская медицина). Она оказывает чрезвычайно благоприятное оздоровительное воздействие на организм. На вибрации базируются традиционные китайские виды боевого искусства, такой встряхивающий упругий удар может серьезно повредить внутренние органы противника.

3. Момент и ситуации, при которой производится выпуск раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия

В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Как только моя цзинь и цзинь противника слепливаются, с использованием силы поясницы и ног производится встряхивание, обе стопы противника тотчас оторвутся от земли». Еще говорится: «Приклеится, следовать, встряхнуть и пресечь». Здесь говорится о том, что если есть близкий контакт с противником, только тогда можно применять эту силу. Высокая скорость, короткое ускорение, резкая сила, и глубокое понимание усилий. Отсюда можно видеть, что касание, продолжение, приклеивание и следование – это предпосылка, подготовка к выпуску раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия. Также можно сказать, что механизм и момент выпуска этого усилия заключается в должном касании, продолжении, приклеивании и следовании, «не отрываться и не упираться, исследуя (изменения противника)».

Основываясь на стратегии и тактике тайцзицюань, человек, практикующий его, всегда придерживается позиции контратакующего: я не атакую противника, но если противник собирается причинить мне вред, я причиняю вред противнику, придерживаюсь правила «бить позже, сначала дойти до предела». Это «сначала дойти до предела» означает, что сначала противник мягко встречается, после «не отрываться и не упираться, исследуя его изменения». Какие же это «изменения»?

Посредством искусства касания, продолжения, приклеивания и следования исследуются изменения пустого и полного у противника, «прощупывается ситуация». По этой причине в тактических действиях тайцзицюань придерживаются тактики близкой дистанции к противнику. В поединке при соприкосновении прилипаются к противнику и не отлипаются от него, плотно следуют его поступательной силе, не напирают, не упираются, не отрываются и не теряют контакт, и как только он начинает скручиваться и вращаться, всеми силами сокращают дистанцию и подходят вплотную к его «генеральному штабу», прощупывают его пустое и полное, нейтрализуют его полное и бьют по пустому. Или следуют по ходу движения силы, заимствуют ее и направляют в корневые сочленения, пустые места, застывшие места или производят выпуск со встряхиванием по линии, направленной на его центр тяжести, «делают так, что он не знает (не чувствует) места (нанесения атаки)».

Из всего этого следует, что особое значение придается тому, что после того как вплотную приближаются к противнику, то разрушают его корни, а именно сила доходит до его пяток, обрушивают вниз и закатывают наружу, бьют по его нижним корням, нарушают его равновесие, а после того как он потерял равновесие, наступает самый удобный момент для выпуска раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия. В этом деле вы вполне можете набить руку; после потери противником равновесия атакуйте его, бейте его в открытые места, бейте по его прерывистой силе, бейте по его возвратной силе («бить по его инерции возврата»). Или контролируйте и потом бейте, зачастую выпускается не только моя сила, а выпускается сила противника. Это похоже на стрельбу из лука: используется его сила упирания и он отбрасывается. Этот выпуск усилия смотрится четким, законченным и привлекательным.

Повседневно практикуя форму или туйшоу, необходимо особо уделять внимание развитию усилий касания, продолжения, приклеивания и следования, приобретать навык в плотном контакте с противником, тренировать усилия слушания и понимание усилий, не теряя его и не упираясь, искать момент выпуска раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия. Причем нужно начать с умения уступать, умения поглощать, не бояться поступательной атакующей силы противника, вследствие чего входить с ним в близкий контакт. Достигать того, чтобы «Прилипнув – сразу уходить, уйдя – сразу приклеиться, инь не отделяется от ян, ян не отделяется от инь» (Ван Цзунъюэ). Действительно, в реальном поединке с противником едва коснувшись сразу атакуют, атаковав внезапно – отходят, быстро наступают и атакуют, встречают полное и бьют по пустому, сочетают нейтрализацию и удар, бьются быстро и решительно.

4. Пути развития усилия раскрепощенного живого упругого встряхивания

Обладание усилием раскрепощенного живого упругого встряхивания – это наивысшее гунфу в тайцзицюань. «Сугроб в три чи не выпадает в один день зимы». Чтобы сформировать и натренировать подобный вид усилий тайцзицюань, необходимо долгое время кропотливо практиковаться, объединять и сочетать внутреннюю и внешнюю силу, усердно приумножать и воспитывать, при этом приобретается навык, который нужно продолжать закреплять. Я помню, что когда начинал обучение у Чэнь Чжаокуя, учитель постоянно критиковал меня: «грудь и поясница, что одна стальная пластина», нет усилия упругого встряхивания. Десятилетие спустя мне стали понятны его наставления.

Основываясь на многолетнем практическом опыте автора, позволим себе сделать несколько замечаний по постановке этого раскрепощенного живого упругого встряхивающего усилия:

1. Много лет упорно практиковать форму в низких позициях. Форму необходимо практиковать в низких позициях, к тому же в момент смены пустого и полного нужно, чтобы паховая область (точка хуэйинь) двигалась по нижней дуге. Это должно раскрепостить вашу поясницу и куа. Раскрепощение поясницы и куа – это ключ к раскрепощению всего тела. К тому же тренировка в нижних позициях увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, отсюда увеличивается сила и упругость мышц поясницы, мышц спины и бедер, коленного и других суставов. Упругость, подвижность и сила в этих местах – основа для упругого встряхивающего усилия всего тела. После раскрытия и раскрепощения в тазовой области быстро разрешается проблема раскрепощения в других местах тела. Поэтому часто говорят: «Поясница, пах, колени – это двигатель тайцзицюань».

2. Обращать внимание на то, что даньтянь – это ядро для практики изменений груди и поясницы. Практикуя тайцзицюань, нужно поминутно обращать внимание на то, что даньтянь ведет все тело, координируя внутренние и внешние движения. Поскольку даньтянь является осью выброса упругого встряхивающего усилия, нужно увеличивать твердость наполнения ци в даньтянь (внутреннюю ци и укрепление низа живота); чем больше это уплотнение, тем глубина прохождения поступательной силы противника меньше, а сила упругого обратного противодействия возрастает. Поэтому необходимо обращать особое внимание на внутреннюю работу в тайцзицюань. В некоторых письменных источниках по тайцзицюань пишут: «Не стоит вздыхать о трудностях, советуем вам тренироваться изнутри наружу, (практика) не снаружи, (она) внутри, пройдя через внутреннюю (практику) все тело станет легким, появится сокровенная естественность». В связи с этим необходимо усиливать работу с поясницей и паховой областью, работу с даньтянь.

3. Использовать философский принцип «начинать от обратного»; при помощи трех аспектов силы противодействия (внутренних резервов тела, поверхности земли и силы противника) увеличивать свою пружинистую силу. В развитии силы противодействия, возникающей в собственном теле, наиболее важными являются принципы тайцзицюань: «хотим влево – сначала вправо, хотим вправо – сначала влево; хотим раскрыть – сначала сжать, хотим сжать – сначала раскрыть», которые основаны на силе противодействия каждого элемента внутри человеческого тела. Если перед тем как повернуть грудь и поясницу вправо сначала повернуться влево, то выброс силы вправо возрастет. Например, в движении 1-й позы «Второй цзиньган дао дуй» перед тем как выполнить выброс силы влево, сначала делается верхний люй вправо, затем фацзинь влево. Это так же, как и в рассматриваемых выше примерах с часовой пружиной, закручиванием петарды, хотим выпустить – сначала закрутить, хотим выпустить влево – сначала закрутить вправо, хотим выпустить вперед – сначала закрутить назад (как в позе «свернутая хлопушка»), центростремительная и центробежная силы взаимно сочетаются. А именно используются пружинистая сила противодействия и выпуск силы: «хотим влево, но сначала вправо», «одно сгибание – один возврат», «одно закручивание – один выпуск». Относительно заимствования силы противодействия поверхности земли можно сказать, что она основана на том, что во время практики тайцзицюань ци погружается в даньтянь, стопы давят на землю, пальцы ног «хватают» землю, а также упругие прыжки, которых много во второй форме, все они заимствуют силу отдачи земли. В отношении противника также используются принципы «хотим влево – сначала вправо», «хотим вверх – сначала вниз»…, «начинать от обратного», «зашуметь на востоке – ударить на западе», чтобы ударить его слева, нужно сначала потянуть вправо, или усилить пэнцзинь справа, потом использовать силу его противодействия. В момент, когда вы вошли в контакт с противником, с его стороны возникает сила упирания (сила противодействия), сразу пользуйтесь ею. Если вы ощущаете, что его сила проявляется не четко, увеличьте силу в точке контакта, зашумите на востоке и ударьте на западе (обманите его), создайте ситуацию, при которой вы используете его силу и атакуйте. Если вы обнаружите, что сила противника возвращается, немедленно быстро бейте по его реверсионной силе. Если противник не сопротивляется и не создает силу противодействия, можно вписаться в движение, использовать длинное усилие и атаковать.

4. Сочетать практику даньши, культивировать силу сознания. Выше уже говорилось, что сила тайцзицюань – это сила, произведенная от сгущения и концентрации «трех драгоценностей» - сущности (цзин), пневмы (ци) и духа (шэнь). Среди них функция шэнь (потенциал сознания), а именно управляющая способность головного мозга представляется особенно важной. Скорость и сила фацзинь в очень большой степени зависят от проводимой способности центральной нервной системы и скорости передачи нервных импульсов. Поэтому в повседневных тренировках нужно обращать внимание на культивирование силы сознания, в практике даньши или «стоячем цигун ста захватов» необходимо четко представлять боевое применение каждого движения, в сознании нужно иметь предполагаемую цель удара, атаки, тренируя тем самым проницательность, скорость и силу. На протяжении длительного времени в повседневных тренировках нужно тренировать сознание.

5. Используя внешнюю силу развивать внутреннюю силу. Например, через практику туйшоу, а также во вспомогательных практиках, таких как встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, ударах по мешку, несомненно развивается внутренняя ци, укрепляется внутренняя сила и сила упругости поясницы и ног. Мы на практике укрепились в том мнении, что, используя в тренировках различные предметы для развития внешней силы, развивается и внутренняя сила. По этому поводу в книге «Восстановительные методы лечения» сказано: «Если намереваетесь наладить работу внутренних органов, самое лучшее обратиться к культивированию внешней работы». Внутреннее и внешнее взаимно обусловливают и формируют друг друга, внутреннее и внешнее тренируются вместе, тогда непременно будет достигнут положительный эффект.

Все вышеизложенное – это лишь поверхностный личный опыт автора. Чтобы окончательно разобраться во всех тонкостях взрывной силы тайцзицюань, следует пройти долгий путь. У вас есть время для углубления и расширения опыта в этом вопросе.


Чанчжоу, 29 марта 1992 г.
Перевод Р.Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: