Главная страница / Библиотека / Стили

Ван Сян - Краткий обзор истории тайцзицюань

Китай это древняя страна с пяти тысячелетней историей. Китайская цивилизация за весь период своего существования оставила нам богатейшее культурное наследие. Культурный феномен китайского ушу представляет собой воплощение силы и духа китайского народа. Тайцзицюань семьи Чэнь – это экзотический цветок в саду традиционных боевых искусств, взращенных на почве тысячелетней китайской традиции. Тайцзицюань сияет отдельной жемчужиной в сокровищнице боевых искусств, накопленной народом Китая. На протяжении нескольких столетий своего существования и по сегодняшний день тайцзицюань доказал свою состоятельность как специфического боевого искусства, так и оздоровительной системы. 

              Термин «тайцзи» – «великий предел» впервые появился в «И цзин» («Книге перемен»). Во времена династии Сун (IX– XIIIв.в.) ученый конфуцианец Чжоу Дуньи создал графическое изображение «круга тайцзи» и прокомментировал его как космический закон зарождения и развития всех природных процессов. В тайцзицюань каждое движение выполняется по круговой траектории, и точно так же, как на изображении «круга тайцзи» в каждом движении содержится постоянная смена противоположностей. Например: пустое – полное, движение – покой, мягкость – твердость, наступление – отступление, и т.д. Все движения в тайцзицюань от начала до конца выполняются без разрывов и остановок, как если рисовать окружность. Мастер ушу из провинции Шаньси Ван Цзунъюэ, основываясь на филосовском учении инь – ян и тайцзи, применил эти принципы к искусству рукопашного боя, и назвал его «тайцзицюань». 

              Тайцзицюань раньше называли «чанцюань» – «длинный кулак», «мяньцюань» – «ватный кулак», «шисань ши» – «тринадцать поз», «жуаньшоу» - «мягкие руки». Первоначальное авторство тайцзицюаня приписывалось и Танскому поэту Сюй Сюаньпину, и даосу Ли Даоцзы, и отшельнику Чжан Саньфэну. Историк китайского ушу Тан Хао провел детальное исследование и установил, что создателем тайцзицюань является Чэнь Вантин из провинции Хэнань, уезда Вэньсянь, деревни Чэньцзягоу, жившим в конце династии Мин – начале Цин. Очень многие мастера ушу считают именно ЧэньВантина создателем тайцзицюаня. 

              В конце династии Мин – начале Цин в Провинции Хэнань, уезде Вэньсянь, деревне Чэньцзягоу представитель девятого поколения семьи Чэней Чэнь Вантин (второе имя Цзоутин, 1600 – 1680 г.г.) с малых лет изучал гражданские науки и практиковался в воинских искусствах, преемствовал технику своих предков. Позже он выдержал экзамены в уездной школе. Таким образом, Чэнь Вантин сочетал в себе и культурное и боевое начала. В 14 году правления под девизом Чун – чжень династии Мин (1641 г.) он занимал должность командира отряда ополчения уезда Вэньсянь, «носил кольчугу и меч, сметал толпы бандитов». После падения Минской династии удалился от дел, вернулся в родные места, занялся обработкой полей и рыбной ловлей, прогуливался на лодке по рекам между скал. Он оставил после себя такие строки: «Тщетно удостаивали меня благодеяниями и милостью. Сегодня же я стал годами стар и одряхлел, лишь «Канон внутренних покоев Желтого императора» стал моим неразлучным спутником. Пребывая в праздности, создаю метод кулачного искусства, когда хлопочу по хозяйству, обрабатываю поле. Пользуясь мгновениями досуга, обучаю сыновей и внуков становиться подобными тиграм и драконам». Метод кулачного боя, созданного Чэнь Вантином сегодня называют «Лао цзя Чэньши тайцзицюань» – «Старая форма тайцзицюань семьи Чэнь».
              «Создавая кулачное искусство» Чэнь Внтин взял за основу старинное кулачное искусство клана Чэней, которое идет из провинции Шаньси, уезда Хундун; принцип инь – ян из древнего трактата «И цзин». Увязал это с даосскими методами саморегуляции даоинь и туна из медицинского трактата «Хуантин цзин»; заимствовал приемы армейского рукопашного боя из системы генерала Ци Цзигуана, описанных в «Цзисяо синьшу. Цюаньцзин саньшисань ши» («Новая книга записок о достижениях в воинском деле. Трактат о кулачном искусстве в  33 позициях»).
              Ци Цзигуан (1528 – 1587 г.г.) полководец Минской эпохи, известен успешной борьбой против японских пиратов. Ци Цзигуан выходец из Дэнчжоу (сейчас – провинция Шаньдун, уезд Пэнцзя) из потомственной семьи полководцев, после смерти отца в возрасте 17 лет унаследовал воинскую должность. Всю жизнь Ци Цзигуан прослужил в армии, прошел сотни сражений, неоднократно совершал подвиги, противники боялись и уважали его. «Слава о нем дошла до государя, он пользовался всенародной поддержкой». Ци Цзигуан объединил обычную боевую подготовку солдат и реальный боевой опыт и написал знаменитые «Цзисяо синьшу» («Новая книга записок о достижениях в воинском деле»), «Лянбин шицзи» («Записки о практике тренировок воинов») и еще девять разных трактатов по военному делу. Для тренировки солдат рукопашному бою Ци Цзигуан взял за основу 16 самых известных семейных стилей кулачного искусства, из них выбрал 32 наиболее эффективные боевые позиции. Они вошли отдельной главой в «Новую книгу о достижениях» под названием «Цюаньцзин саньши ши» («Трактат о кулачном искусстве в 33 позициях»). Позже люди назвали это искусство «Цицзя цюань» - «кулачное искусство семьи Ци». Из 33 позиций Ци Цзигуана 29 вошли в ранний тайцзицюань. Теория тайцзицюань многое заимствовала из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана.
              Ранний тайцзицюань имел вначале 5 таолу – комплексов, их называли «13 поз», комплекс «чанцюань» («длинный кулак») из 108 поз, комплекс «пао чуэй» («пушечные удары»). Всего 7 таолу. Сейчас остались Первый комплекс и Второй комплекс (паочуй), остальные комплексы уже забылись к концу династии Цин. (По нашему мнению это не совсем так. Обе таолу (формы) делятся на завершенные отрезки, прорабатывавшие определенные боевые принципы, разделяемые позой «дух хранитель толчет в ступе» («цзиньган дао дуй»), всего в обеих формах 7 «цзиньганов». Есть версия, что к 19 веку, к временам Чэнь Чансина 7 таолу объединились в 2, возможно с сокращениями. Р.Р.) 
              В начале 19 века тайцзицюань клана Чэнь разделился на два направления. Представителем первого – «лаоцзя» (старая форма) (или «чжэнтун» - ортодоксальная) был Чэнь Чансин (второе имя Юньтин). Представителем второго – «синьцзя» (новая форма) (или «гэсинь» - реформаторская) был Чэнь Юбэнь (Даошэн). После того как Чэнь Чансин передал семейную традицию не члену клана Чэней Ян Фукуэю (Ян Лучаню) тайцзицюань из родового селения Чэней Чэньцзягоу постепенно начал распространятся по всему Китаю. Постепенно развились другие направления и стили тайцзицюань.
              Представитель 14 –го поколения клана Чэней, глава школы тайцзицюань семьи Чэнь в 6-м поколении, величайший мастер своей эпохи Чэнь Чансин (1771 – 1853 г.г.) был профессиональным телохранителем. Когда он работал охранником в Шаньдуне, то снискал там широкую известность в кругах практикующих ушу. Занимаясь тайцзицюань, или находясь в повседневной жизни, он держался всегда прямо, что делало его похожим на «деревянного петуха». Современники называли его «пайвэй даван» – «верительная дощечка Великого владыки» за то, что у него всегда был прямой корпус, без наклонов и перекосов. Чэнь Чансин написал несколько трудов по тайцзицюань: «Тайцзицюань ши даяо лунь» («Рассуждения о десяти больших требованиях к тайцзицюань»), «Тайцзицюань юнъу яо янь» («Требования к практике боя в тайцзицюань») и «Тайцзицюань чженьдоу пянь» («Сочинение о бое в тайцзицюань»). Чэнь Чансин является отцом-основателем лаоцзя таолу – старой формы, он обобщил суть учения. Чэнь Чансин является создателем старой формы тайцзицюань семьи Чэнь развившейся и дошедшей до наших дней (дацзя – большая форма), то есть Первый и Второй комплексы (Второй еще называют «пао чуй» – «пушечные удары»).
              В годы правления под девизом Дао – гуан и Чэн – фэн при династии Цин (1821 – 1861) жил представитель 14 –го поколения Чэней, преемник 6-го поколения мастеров тайцзицюань Чэнь Юбэнь (Даошэн). Он убрал из стаой формы (лаоцзя) некоторые относительно трудные движения и составил новую форму – синьцзя. Его преемник Чэнь Цинпин видоизменил ее еще больше, сформировал впоследствии новый стиль – Чжаобаоцзя тайцзицюань. Его ученики Хэ Чжаоюань (1811 – 1891), У Юйсян(1812 – 1880), Ли Цзинтин также создают стили тайцзицюань семьи Хэ, тайцзицюань семьи У, Хулэйцзя соответственно.
              Представитель 16-го поколения Чэней, последователь и преемник 8-го поколения тайцзицюань клана Чэнь Чэнь Син (второе имя Пиньсань, 1849 – 1929) с детства изучал гражданские науки, в молодости получил звание гуншэна  (такое звание получали лучшие студенты, представляемые ко двору в качестве кандидатов на дворцовые экзамены). Следуя отцу и братьям, также обучался и воинскому искусству. Практикуя каждую позу, он обязательно исследовал теоретические принципы, стремился понять ее суть. Всю жизнь, прожив в бедности, на склоне лет написал книгу, подробно прокомментировал теорию и опыт предшественников в тайцзицюань семьи Чэнь. Так появилась «Чэньши тайцзицюань тушо» («Комментарии к диаграммам тайцзицюань семьи Чэнь»), состоящая из четырех частей. Эта книга – результат всей жизни Чэнь Сина, ей он подвел общий итог  практики Чэньского тайцзицюань, она стала первым и самым полным трудом, который и сейчас является одним из самых великолепных исследований по тайцзицюань. Чэнь Синь написал еще несколько книг: «Чэньши цзячэн», «Тайцзицюань ин мэн жулу», по синъицюань «Сань сань цюань пу». Чэнь Синь был первым выдающимся теоретиком в последние несколько сот лет, который обобщил накопленный теоретический опыт Чэньского тайцзицюань.
              Чэнь Факэ (второе имя Фушэн, 1887 – 1957), представитель 17-го поколения Чэней из Чэньцзягоу, представитель 9-го поколения ортодоксального тайцзицюань клана Чэнь был правнуком Чэнь Чансина и выдающимся мастером своего времени. Его называли главой школы кулачного искусства семьи Чэнь в первой половине XXвека. В 1928 году его, как представителя Чэньского тайцзицюань, пригласил преподавать в Пекин известный деятель ушу Сюй Юйшэн. Чэнь Факэ уехал из Чэньцзягоу и начал распространять старый Чэньский тайцзицюань в Пекине, в Наньцзине с присущими сохранившемуся исконному стилю легкостью и погружением, сменой мягкого и жесткого, взаимодействием быстрого и медленного. Чэнь Факэ с 1928 по 1957 годы преподавал в Пекине и снискал широкую известность как большой мастер в применении боевой техники. Соперники обычно не успевали сообразить, как оказывались поверженными. Чэнь Факэ также обладал великодушием и высокой воинской доблестью и всегда с радушием принимал людей, пришедших его испытать. Очень много мастеров в Пекине испытывали его технику и не было таких, которые остались недовольны его уровнем  мастерства и высокими моральными качествами. Столичные мастера ушу говорили, что он великий учитель и дали прозвище «Первый в тайцзи», в знак большого уважения подарили на память серебряный щит.
              Чэнь Факэ имел трех сыновей: старший не занимался ушу, средний сын Чэнь Чжаосюй был большим мастером в туйшоу, но не знал комплексов; младший сын Чэнь Чжаокуй изучал старинную семейную технику и обладал высочайшим мастерством. Еще у Чэнь Факэ была дочь – Чэнь Юйся, которая также занималась семейным стилем. Его учениками и последователями были: Гу Люсинь, Шэнь Цзячжэн, Тянь Сючэнь, Фэн Чжицян, Хун Цзюньшэн, Ли Цзинъу, Лэй Муни, Сяо Цинлинь. Гу Люсинь и Шэнь Цзячжэн, основываясь на форме Чэнь Факэ и Чэнь Чжаокуя, и используя их фотографии, выпустили книгу «Чэньши тайцзицюань» («Тайцзицюань стиля Чэнь»), чем способствовали широкому распространению Чэньского тайцзицюань.
              Представитель 18-го поколения клана Чэнь, глава школы Чэньского тайцзицюань в 10-м поколении Чэнь Чжаокуй был младшим сыном Чэнь Факэ. Отец любил его и всегда держал подле себя. Чэнь Факэ с детства обучал Чэнь Чжаокуя традиционной семейной форме в низких стойках, он установил ему норму выполнения комплекса 20 раз в день. (Старинный Чэньский тайцзицюань разделяется на три уровня – в высоких, средних и низких стойках). Движения в этом комплексе детально разработаны, очень трудны в выполнении и почти не преподавались вне семьи. Чэнь Чжаокуй с 7 лет изучал старинную семейную форму и глубоко постиг сокровенную суть тайцзицюань. Чэнь Чжаокуй уже в молодые годы был очень искусным и выдающимся мастером боевых искусств. Он по праву может считаться прямым наследником и носителем старинного искусства своего предка Чэнь Чансина. После смерти Чэнь Факэ в 1957 году Чэнь Чжаокуя приглашали преподавать в Шанхай, Шицзячжуан, Наньцзин, Чжэнчжоу, Чэньцзягоу. Он имел очень много учеников, ему принадлежит выдающийся вклад в деле распространения и популяризации тайцзицюань семьи Чэнь.
К тому же небольшое количество близких учеников стали постепенно распространять и корневую традиционную форму «83 позы Чэнь Чансина старой формы тайцзицюань семьи Чэнь». Преемниками и последователями Чэнь Чжаокуя стали Ма Хун, Вань Вэньдэ, Ян Вэньху, Чэнь Баочжень, Чжан Чжицзюнь, его сын Чэнь Юй.
              Чэнь Чжаокуй был единственным прямым наследником традиционной ортодоксальной старой формы и носителем ее секретов. В его исполнении она выглядела мягкой и текучей с внезапными взрывными выбросами силы. Он так владел техникой циньна (искусство заломов и захватов), что люди едва касались его, как тут же становились беспомощными. Он обладал большими познаниями и эрудицией в теории боевых искусств. В последние 10 лет своей жизни он трудился изо всех сил и сделал огромный вклад в деле развития и распространения теории и практики тайцзицюань семьи Чэнь. В 1961 году он по приглашению Гу Люсиня оставил постоянное место работы в Пекине и уехал преподавать тайцзицюань в Шанхай. Совместно с Гу Люсинем и Шэнь Цзячжэнем завершил работу над книгой «Тайцзицюань семьи Чэнь». По просьбе многих студентов написал «Лекции по заочному изучению первого и второго комплексов по Чэньскому тайцзицюань». Вместе с Гао Чжэньмином он написал «Упрощенные позы тайцзицюань семьи Чэнь и тренировка туйшоу». Всю жизнь Чэнь Чжаокуй вынашивал заветное желание написать серьезную книгу о глубинной сути Чэньского тайцзицюань, однако ему так и не удалось его осуществить – в Китае бушевала «культурная революция». В 1980 году издательство «Народная физическая культура» предложило ему написать новую книгу по тайцзицюань, однако из-за тяжелого труда и от невзгод последних 10 лет жизни, Чэнь Чжаокуй заболел от переутомления, и скончался 7 мая 1981 года в городе Цзяоцзо в провинции Хэнань. Чэнь Чжаокуй обладал высочайшим мастерством, но всю жизнь прожил в крайней бедности и нужде. После его кончины его последователь и преемник Ма Хун собрал его записи и выпустил книгу, которую не успел выпустить Чэнь Чжаокуй. Его последователи в Шицзячжуане, в Шанхае исполнили волю умершего и, в целях стимулирования развития Чэньского тайцзицюань, создали «Общество по изучению тайцзицюань семьи Чэнь». Благодаря усилиям его учеников «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя» распространился не только по всему Китаю, но начал развиваться в России, США, Канаде, Малайзии, в Европе.
              Представитель 19 поколения Чэней, глава школы в 11 поколении Чэнь Сяован является внуком Чэнь Факэ и сыном Чэнь Чжаосюя. Чэнь Сяован провел детство в Чэньцзягоу, вначале он не изучал традиционный комплекс своих предков. Его отец Чэнь Чжаосюй был очень сильным мастером в туйшоу, но не учил формы. Поэтому Чэнь Сяован, а с ним и Чэнь Чжэнлэй, Ван Сиань, Чжу Тяньцай жили в Чэньцзягоу и изучали таолу из 75 поз у двоюродного дяди Чэнь Сяована Чэнь Чжаопи. (Чэньский тайцзицюань из Чэньцзягоу стал общепринятым и широко распространился, форма из 75 поз это «деревенское» направление, берущее начало в Чэньцзягоу). После отъезда Чэнь Сяована из Чэньцзягоу и его последующей эмиграции, главой школы стал Чэнь Чжэнлэй.
              Преемник корневого традиционного направления Чэньского тайцзицюань в 11 поколении Ма Хун (родился 14 декабря 1927 года) является верным продолжателем искусства своего учителя Чэнь Чжаокуя. Он не принадлежит клану Чэней, но является законным наследником и носителем «83 поз Чэнь Чансина старой формы тайцзицюань семьи Чэнь».
              Ма Хун длительное время занимался преподавательской, писательской и редакционной деятельностью. Из-за напряженного труда, еще не будучи старым, серьезно заболел. По рекомендации врача традиционной китайской медицины в 1961 году начал изучать тайцзицюань. Это был поворот в его жизни и он в первый раз получил выгоду от занятий тайцзицюань. В 1963 году после прочтения книги Гу Люсиня и Шэнь Цзячжэна «Тайцзицюань семьи Чэнь» он проявил большой интерес к Чэньскму направлению тайцзицюань, но, к сожалению, тогда не было подходящих условий для его изучения. В годы «культурной революции» книги подобного содержания были под запретом и безжалостно разграблялись хунвейбинами. «Тайцзицюань семьи Чэнь» счастливо избежала такой участи. Ма Хун взял ее за образец и продолжал заниматься тайцзицюань в хаосе и сумятице тех лет. По рекомендации одного своего знакомого в 1971 году он отправился в Пекин, познакомился с Чэнь Чжаокуем и, минуя тысячи трудностей, начал с ним тренироваться. В годы «культурной революции» занимающиеся ушу подвергались гонениям, но Ма Хун продолжал занятия следуя за Чэнь Чжаокуем и в Пекин, и в Хэнань. Чэнь Чжаокуй обычно говорил ученикам, что Ма Хун занимается очень добросовестно. Весной 1977, 1979, 1980 годов Чэнь Чжаокуй жил у Ма Хуна дома в Шицзячжуане и передавал ему семейное искусство. Он и сын учителя Чэнь Юй спали на одной койке в проходной комнате. Обычно после 10 часов вечера Чэнь Чжаокуй обучал Ма Хуна комплексам и туйшоу, а потом, уже поздней ночью он обучал его секретной семейной технике вспомогательной работы с палкой, с длинным шестом, «стоянию столбом» и др. Чэнь Чжаокуй делал заметки к первому и второму комплексам (включая боевое применение к ним) и доверил их Ма Хуну. Много лет спустя   Ма Хун объединил большое количество этих заметок, добавил свои ежедневные записи занятий, отредактировал и выпустил книгу по этим материалам под названием «Полная книга практики тайцзицюань семьи Чэнь». После он также выпустил еще несколько изданий: «Боевое применение тайцзицюань семьи Чэнь», «Разъяснение теории тайцзицюань семьи Чэнь», «Теория и практика тайцзицюань семьи Чэнь», «Сборник серии фотографий к тайцзицюань семьи Чэнь». После кончины Чэнь Чжаокуя, в целях распространения стиля Чэнь Чжаокуя, он основал «Общество по изучению тайцзицюань семьи Чэнь» в Шицзячжуане. Ма Хун не жалея сил и сейчас продолжает распространять в Китае и по всему миру «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя».
               Ма Хун является  выдающимся мастером и учителем современного тайцзицюань семьи Чэнь. Он не выходец из клана Чэней, однако является преемником и наследником старинного Чэньского тайцзицюань, верным продолжателем старой формы, практикуемой Чэнь Чжаокуем. Он яркий представитель «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя», за последнее время он стал самым известным автором книг по теории Чэньского тайцзицюань. Ма Хун это очень честный и прямой человек, верный своим идеалам, очень уважаемый своими учениками наставник. Он обладает очень глубокими, научными знаниями в области боевых искусств, широко развивает духовное и физическое учение «Тайцзицюань Чэнь Чжаокуя».
              Представитель 12 поколения традиционного старинного тайцзицюань семьи Чэнь Ван Сян (родился 12 января 1946 года) - преемник мастера Ма Хуна. В детстве он изучал шаолиньцюань у своего дяди. Также с большим удовольствием он изучал традиционную китайскую литературу, каллиграфию, живопись, игру на традиционных музыкальных инструментах. Много лет он посвятил изучению «Ицзин» («Книга перемен») и традиционной китайской медицине. Много лет он также изучал различные школы цигуна: уданский, эмэйский, шалиньский, «легкий цигун», «жесткий цигун» у знаменитого мастера, главы школы «Паньлунмэнь» в 9-м поколении Чжан Цзялина. В 1976 году сначала начал изучать тайцзицюань стиля Ян, позже стал изучать старый Чэньский тайцзицюань под руководством мастера Ма Хуна. Через много лет Ван Сян объединил свой опыт цигуна во «внешней» и «внутренней» работе, не прекращая упорных тренировок по практике старого Чэньского тайцзицюаня, исследуя множество литературы по укреплению и поддержанию здоровья, основал школу ушу «Лунванмэнь» («Врата царя драконов»). В 1993 году Ван Сян начал преподавание традиционного старого Чэньского тайцзицюаня и традиционнго «жесткого цигуна» в России и имеет множество учеников. За успехи в развитии ушу «Китайская ассоциация ушу» вручила ему памятный приз. 

              В 1998 году в Китае начали присваивать уровни мастерства – даны для занимающихся китайским ушу. Тогда же была проведена аттестация «Китайской ассоциацией ушу» мастеров из Китая и со всего мира, 26-ти были присвоены соответствующие даны. Ван Сяну был присвоен 5-й дан. 

              Традиционный старый тайцзицюань семьи Чэнь практиковался разными мастерами-преемниками, с течением времени не останавливалось его изменения, он развился и видоизменился на отдельные направления и стили. Современный Чэньский тайцзицюань уходит корнями в Чэньцзягоу, сейчас из него вышло несколько разных направлений, не прекращается его развитие и распространение по всему миру, тайцзицюань семьи Чэнь приобрел небывалую популярность, известность и успех.

Санкт-Петербург, 2002 год 
Перевод Р. Романов



вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2018
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: