Главная страница / Библиотека / Статьи

Эзотерическая практика семьи Чэнь. Внутренняя работа в тайцзицюань.

Метод внутреннего вращения даньтяня

Ма Хун

Преамбула: В декабре 1986 года на устраиваемой в Чэнду Всекитайской конференции по исследованию искусства тайцзицюань один человек передал записку с вопросом: «В Японии на одной из тренировок по китайскому тайцзицюань был поднят вопрос «Почему при занятиях тайцзицюань возможно омоложение кожи?»».

Это очень хорошая тема. Она очень точно затрагивает суть тайцзицюань, практикуемогов нашей стране. Тайцзицюань, в особенности тайцзицюань семьи Чэнь, с его характерными чертами, такими как взаимное присутствие легкости и погруженности, взаимная поддержка жесткости и мягкости, взаимное содержание раскрытия и сжатия, движения по спирали, раскрепощенная живость и упругое встряхивание, ритмичная смена быстрого и медленного, одновременная тренировка внутреннего и внешнего, сплавляет в одной печи боевое искусство и вскармливание жизни, делая так, чтобы человек, посвятивший себя на долгие годы этим движениям, мог не только научиться самообороне или укрепить здоровье, но мог также укрепить мозг, омолодить кожу и приобрести красоту здорового тела. Поэтому люди говорят, что тайцзицюань - это жемчужина в сокровищнице боевых искусств нашей родины, которая сияет особым светом.

Почему/ Каким образом, занимаясь тайцзицюань, можно укрепить мозг, омолодить кожу и приобрести здоровый внешний вид? Кроме присущих ему характерных черт движений,, о которых мы только что говорили, есть еще искусство внутренней работы (нэйгун) – метод внутреннего вращения даньтяня, который является чрезвычайно важной составляющей этого боевого исскусства. Вопрос относительно «внутреннего вращения даньтяня» поднимался в книге Гу Люсиня и Шэнь Цзячжэня «Тайцзицюань стиля Чэнь» и в книге Гу Люсиня «Исследования тайцзицюань»: «Погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтяня взаимно сочетаются». Однако в этих работах недостаточно подробно излагается то, каким образом этот метод воплощается в практику боевого искусства, в чем основа его движущей силы. Автор данной статьи с 1972 по 1980 годы изучал тайцзицюань семьи Чэнь у учителя Чэнь Чжаокуя (сына известнейшего мастера тайцзицюань Чэнь Факэ, представителя 18-го поколения семьи Чэнь), полностью получил и испытал на себе самую суть внутренней работы , которой обучал его учитель Чэнем. Ниже мы кратко изложим основные положения тайной традиции семьи Чэнь, касающиеся метода внутреннего вращения даньтяня.


1. Метод внутреннего вращения даньтяня как основа тайцзицюань семьи Чэнь

Внутреннее вращение даньтяня с точки зрения ушу представляет собой внутреннюю работу тайцзи, направленную на развитие мощи выброса силы в форме живой упругости, раскрепощенности и встряхивания в теле человека; с точки зрения питания жизни (яншэнь) (ппп) и укрепления здоровья внутреннее вращение даньтяня используется в важнейших методах тренировки яншэнь - «плавление семени (цзин) и преобразование ци», «возвращение семени и очищение мозга».

С древности до наших времен люди не прекращали исследовать методы укрепления здоровья и долголетия. Итак, какой самый первостепенный из главных принципов питания жизни? Это «плавление семени». Если нет искусства «плавления семени», то нельзя говорить ни о «преобразовании ци», ни о «преобразовании духа (шэнь)» и «возвращении семени и очищении мозга». Соответственно, «плавление семени» неразрывно связано с проведением истинной ци (истинной субстанции). Плавление семени и преобразование ци являются взаимно обусловленными процессами. Однако плавление семени все же является основной работой во взращивании жизненности. В эпоху Лян (VIвек) известный врач Тао Хунцзин писал: «На пути питания жизни семя является драгоценностью». В «Нефритовом скипетре жизни» плавление семени называется «главной заставой», там говорится: «Плавление семени первой заставы это практика и движения и покоя». Такую «плавку» часто разъясняют только как тренировку ци, вскармливание ци, движение ци. И очень мало говорят о методе плавления семени. Нет семени, каким образом ци появится? Коснемся понятия «цзин» (семя, сущность, квинтэссенция). Также много говроится о таких методах управления жизненностью как «сохранение семени», «сбережение семени», «воздержание от желаний», «умеренность желаний», «запрет на желания». При этом разъясняется понятие «сбережение потока», не разъясняется или разъясняется очень мало понятие «изыскание источника». Нельзя говорить, однако, что это не заслуживающий внимания вопрос.

Что имеется в виду под «цзин»? Здесь мы имеем в виду, что цзин - это кровь как питательная среда для человеческого тела и выделения желез, особенно желез внутренней секреции, а именно гормоны. Эти гормоны выделяются в периферические капиллярные сосуды, вместе с циркуляцией крови распространяются по всему телу, регулируют рост, развитие, обмен веществ и структурируют работу органов. Принцип «плавления семени и преобразования ци» делает возможными превращения истинной ци, свободную циркуляцию по каналам и меридианам всего тела, насыщение всего тела, поддерживает и укрепляет жизненную силу. Избыток или дефицит подобных гормонов может привести к болезням. Местом рождения такого жизненно необходимого элемента является даньтянь, а именно низ живота.

Даньтянь всегда являлся местом, которому уделялось очень большое значение практикующими питание жизни (яншэнь). Даосы, практиковавшие яншэнь, считали что даньтянь является «корнем» тренировки, «монтажом печи, устройством треножника» - местом для плавления «золотой пилюли». В «Хуантин цзин» («Канон Желтых покоев») два иероглифа «хуан тин» («желтые покои») указывают на это место. Считается, что это место «накопления семени и собирания ци». В «Тайси цзин» («Канон Зародышевого дыхания») говорится, что местом зародыша тоже является даньтянь, считается, что это место является источником жизни человеческого тела (в биомеханике считается, что здесь расположен центр человеческого тела, в том числе центр тяжести). Раньше люди говорили: «Внутренняя тренировка захвата даньтяня, хэн - ха[1] двух ци – неисчерпаемое искусство». Практикующие тайцзицюань называют даньтянь «тайцзи дянь» (точка тайцзи), связывая его(?) с центром оси движений в тайцзицюань. Поэтому даньтянь еще называют «ядром тайцзи». Создатель тайцзицюань Чэнь Вантин в оставленных после себя стихах писал: «Беру с собой свиток «Желтых покоев», в тоске создаю кулачный бой, в страду обрабатываю поля, …» («Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь»), отсюда известно, что создание тайцзицюань в то время тесно связывалось с «Каноном Желтых покоев». Оттуда взято очень важное место про «плавление пилюли», а также использовано высказывание: «Погружение ци в даньтянь и внутреннее вращение даньтяня взаимно сочетаются», что является методом внутренней работы в тайцзицюань. В результате тайцзицюань стал таким видом кулачного искусства, в котором в равной мере присутствуют и внутренние и внешние методы тренировки.

Обычно указывают, что даньтянь - это место в 1,3 цуня (около 5 см) или 1,5 цуня косо вниз внутрь от пупка. Во внутренней части низа живота, внутри костей таза, позади мочевого пузыря, между крестцовой костью и поясничным позвонком. Практикующие цигун называют это место «хранилищем табличек предков» – хранилищем истинной сущности. На самом деле эта область является местонахождением очень многих важных внутренних органов. Это место скопления репродуктивных органов. Проведем небольшой анализ данного места снаружи внутрь. Самое первое это мышцы живота, мышцы живота это ключевое место силы поясницы и ног в человеческом теле, они также несут функцию защиты внутренних органов, расположенных внизу живота. С внутренней части мышц живота располагаются половые железы. Это железы внутренней секреции такие как семенной мешочек, предстательная железа, яичники у женщин. Ученые считают, что укрепление этих органов внутренней секреции и их соответственной функциональности является одним из важнейших мероприятий по повышению жизнедеятельности всего организма. Усиление функциональности может обеспечивать в организме воспроизводство необходимых половых гормонов. Эти гормоны являются стимуляторами роста и развития всех органов в человеческом организме, на длительное время сохраняют их нормальную жизнедеятельность и представляют собой важнейши элемент в продлении человеческой жизни. Движения в этом месте, а именно как рекомендуют некоторые спортсмены «гимнастика живота», «гимнастика области таза», а в тайцзицюань похожий метод нэйгун, акцентирующий движения «внутреннего вращения даньтяня», могут усилить способность абсорбации органов пищеварения, повысить их работоспособность, способствовать культивации истинной ци, усилению внутренних выделений, выработке половых гормонов, что в конечном итоге приводит к здоровому внешнему виду, укреплению мозга, омоложению кожи. Объединив внутреннюю работу (нэйгун) даньтяня и движения всего тела (внешняя работа – вайгун) можно достичь успеха в излечивании болезней, продления жизни, здоровья и долголетия.

Рассматривая метод внутреннего вращения даньтяня в разрезе боевого применения, можно сказать, что он является источником движущей силы спирального раскрепощенного, живого, упругого, встряхивающего усилия – цзинь, характерного для тайцзицюань. В «Цюань лунь» говорится: «Управляющий в пояснице»; суть сказанного – управляющий в даньтянь. В момент движений с выбросом силы в тайцзицюань центробежные или центростремительные вращательные движения в скрытой внутренней части даньтяня проявляются следующим образом: при выбросе сила излучается в четыре конечности, а ци пронзает четыре верхушки (стопы и кисти); при свертывании сила из четырех верхушек втягивается к даньтянь, а ци концентрируется в даньтянь. Однако такое втягивание и излучение силы не идет по прямой линии, она реализуется через особые спиральные движения всего тела, пронизывая все сочленения. В повседневной практике таолу, туйшоу, даньши, в каждом приеме, в каждой позиции нужно уделять внимание скрытому вращению даньтяня, уделять внимание тому, чтобы внутренне вращение даньтяня управляло движениями конечностей и всего тела, чтобы непрекращающееся внутреннее вращение даньтяня несло функцию оси для всего тела, что несомненно является принципиально важным для усиления тела ради самообороны и эффективности боевой техники . В «Цюань лунь» говорится: «Все тело мягкое и эластичное словно без костей, внезапные выбросы - это кисти». Эта фраза является описанием взрыва силы даньтяня.


2. Основы метода внутреннего вращения даньтяня

Каким образом «практикуется захват даньтяня»? Каждый вид работы предполагает специфические методы/ и позы. Некоторые выбирают «стояние столбом», некоторые «тихое сидение», некоторые соединяют упрощенные одиночные движения, называемые «дунгун» (работа в движении), еще имеются очень упрощенные методы массажа живота, мошонки - все методы различаются. Внутренняя работа в тайцзицюань семьи Чэнь отличается от общепринятых видов внутренней работы. Она заключается в тренировке сложносоставных поз (в первом комплексе 83 позы, около 400 движений; во втором комплексе 71 поза, около 300 движений), при которой мысли устремляются в даньтянь, воля ведет ци, ци погружается в даньтянь, потом выбирается метод обратного дыхания животом, истинная ци ведет движения, меняются направления внутреннего вращения даньтяня, внутреннее вращение даньтяня и управляемые им движения всего тела идут по спиральной траектории.

Внешне это проявляется как «скручивание в фазах шунь – ни, сгибания и складывания в груди и пояснице». К тому же делается акцент на полную координацию внутреннего вращения даньтяня, движений конечностей и всего тела. Такая координация описывается следующими словами: «единая ци проходит насквозь, все тело – это одна семья». В «Цюань лунь» говорится: «Внутри не движется, снаружи не выпускается»; «Поясница не движется, кисти не выбрасывают». Во время практики тайцзицюань внутренняя часть низа живота переполняется внутренней ци; во внешней форме вращаются руки - кружатся запястья, кружатся запястья – вращается спина, кружится голень – вращается колено. Внутреннее вращение даньтяня является стержнем (источником движущей силы), все тело пронизано несколькими спиральными движениями, не круг так дуга. Такое гунфу (*…) внутреннего вращения даньтяня может сделать так, чтобы внутренние органы живота, особенно органы, расположенные внутри тазовых костей, посредством самомассажа и самоочищения повышали свою функциональность, чтобы порождалось цзин и преобразовывалась ци, создавалось благоприятное положение для прохождения спереди и сзади «трех застав», для беспрепятственной циркуляции ци по каналам цзин – ло, прохождения ци по двум «чудесным» меридианам жэньмай и думай.

Внутреннее вращение даньтяня соединяет в единый нераздельный организм принципы и методы (теорию и практику) тайцзицюань. Нужно уяснить метод работы внутреннего вращения даньтяня и обязательно увязать его с полным пониманием принципов и методов тайцзицюань. А сейчас мы дадим описание нескольких признаковбоевого искусства, относящихся к внутреннему вращению даньтяня.

(1) Что касается условий раскрепощения, погружения в созерцание, концентрации мысли, направления мысли в даньтянь, погружения ци в даньтянь, наполнения истинной ци даньтяня, то все они являются базой для приведения в действие внутреннего вращения даньтяня. Во время тренировки сначала на минуту входят в созерцание, очищается сердце и мысли, одно устремление направляется на средоточие духа, проверяется раскрепощенное состояние всего тела, истинная ци идет по направлению вниз, мысли направляются в даньтянь. После ощущения наполненности истинной ци даньтяня (повышения температуры), она снова пускается в ход из даньтяня по всему телу. Это является побуждением внешнего дыхания к внутреннему дыханию, приведением в движение истинной ци, в результате чего внутренние органы низа живота начинают вращаться по спиральной траектории.

(2) Побудительное начало внутреннего вращательного движения даньтяня от внешнего к внутреннему, от внутреннего к внешнему, взаимной сочетаемости внутреннего и внешнего. Именно это имеется в виду в «Цюань лунь», когда говорится о взаимной сочетаемости сгибания и складывания в груди и пояснице и внутреннего вращения даньтяня. Внутреннее вращение даньтяня и другие методы работы в других местах (частях тела) не являются изолированными. Оно предполагает иной подход, чем тот, который требуется для внутреннего движения в «тихом сидении» (сидячей медитации Р.Р.). Это совместное движение даньтяня и всего тела, взаимное сочетание работы в движении и внутреннего созерцания. Во время практики тайцзицюань особое внимание уделяется движению, основе вертикального положения тела: грудь и поясница движутся со спиральным усилием, «на мгновение обращают внимание на промежуток поясницы», поясница является осью, центробежная и центростремительная силы ядра тайцзи приводят в движение все тело, даньтяиь движет силу по сферической спиральной траектории, от поясницы до четырех конечностей, все это шунь – ни чаньсыцзин (прямое и обратное усилие скручивания нити). Все движения этидут по окружности. Такие спиральные движения по всему телу являются подлинным содержанием внутреннего вращения даньтяня. Все движения и большие, и малые во всем таолу нужно взаимно координировать с внутренним вращением даньтяня. Например, в «Цюань лунь» говорится: «Внутри не движется, снаружи не выпускается», «поясница не движется, кисти не выбрасывают», «выходящее из почек в почки возвращающееся есть истинная тайна», «сочленения за сочленением пронизываются насквозь, все тело – это одна семья». К тому же акцент на эту функцию внутреннего движения является главным и первостепенным. При этом обращается внимание на взаимное соответствие внутреннего и внешнего движения. Способы внутреннего вращения даньтяня включают в себя вращения по сферической спирали вперед – назад, влево – вправо, вращение по диагоналям и по горизонтали. Однако все они должны координироваться с внешней формой. Например, когда даньтянь вращается по кругу вперед – назад, внешняя форма также идет вперед – назад со сворачиванием и выпусканием, раскрытием – сжатием, аккумуляцией и выбросом, как в позах «прорыв слева», «прорыв справа». Когда даньтянь вращается по кругу влево – вправо, внешняя форма также должна идти по спирали влево – вправо, как в позах «прикрыться кистью, рука кистень» или «тройная смена ладоней». Даньтянь идет по диагональному кругу, движения внешней формы также представляют собой вращения по диагонали, как в позах «белый журавль расправляет крылья» или «на шесть запереть, на четыре запечатать».

(3) Втягивание ануса, раскрепощение области тазобедренных суставов, погружение и подъем ягодичных мышц – это конкретные виды движений таза, а поясничный позвонок - это главная ось движений таза. Внутреннее вращение даньтяня в тайцзицюань семьи Чэнь представляет собой тренировочную модель, которая связывает три типа движений – движения дыхания, движения живота, движения тазовых костей. В «Цюань лунь» подчеркивается, что «пах идет по нижней дуге», «втягивается анус, раскрепощаются куа», «на вдохе живот втягивается, на выдохе живот выпячивается», «левая ягодица опускается - правая поднимается, правая ягодица опускается - левая поднимается». Суть этих действий – усиление движений таза. Кости таза человека и мышцы таза похожи на защитный сосуд, они со всех сторон предохраняют очень важные внутренние органы низа живота, руки и ноги могут защитить его спереди. Когда практикуется тайцзицюань, всегда втягивается анус, раскрепощаются куа, ягодичные мышцы справа и слева поднимаются и опускаются, точка хуэйинь (между половыми органами и анусом Р.Р.) втягивается и расслабляется, крестцовая кость вращается по сферической спирали вверх и вниз, то есть движется по диагонали, по “ ¥” - образнойтраектории. Такая тренировка? позволяет обращать внимание на точку хуэйинь, повышает подвижность нижней части тела, вследствие чего достигается тесная связь коры головного мозга и внутренних органов (в цигун это называется связью сердца и почек), регулируется функция желез внутренней секреции. Данная практика также позволяет поддерживать высокую эластичность мышц живота, поясницы, мышц таза и сфинктера, поднимающих мышц, вертикальных мышц органов в нижней части тела, что играет положительную роль в усилении функциональности и увеличении воспроизводства гормонов, помогает в получении эффекта «плавления семени и преобразования ци, возвращения семени и укрепления мозга».

(4) Взаимосвязь внешнего и внутреннего дыхания, дыхания и движения. Скрытый смысл внутреннего вращения даньтяня предполагает (определенный метод) дыхания даньтяня, который гармонирует и координируется с дыханием легких и дыханием тела, в связи с чем и называется внутренним дыханием. Здесь имеется в виду взаимосвязь дыхания и движения. Взаимное соответствие дыхания даньтяня для наполненности внутренним ци ядра (ппп) и движений в таолу является основополагающим. Оно формируется в теле особым «методом дыхания раскрытия – сжатия оборота небес (чжоу тянь)». При этом метод дыхания в тайцзицюань семьи Чэнь предполагает особое внимание к выдоху. Такому тренировочному методу обращения внимания на выдох придается большое значение в очень многих направлениях ушу, он полезен в очищении легких от мутной ци, поскольку при вдохе набирается свежая ци. Он также полезен при направдении вниз истинной ци. Основываясь на исследованиях современных ученых, можно утверждать, что частое обращение внимания на выдох помогает расслаблению мышц тела. Это очень хорошо влияет на нервную систему. Концентрируясь на внутреннем вращении даньтяня, обращая внимание на выдох, возможно сделать так, чтобы истинная ци свободно двигалась вниз по меридиану жэньмай, ци/ и скапливалась в даньтянь. (Подробнее о взаимном сочетании внутреннего и внешнего дыхания, дыхания и движения смотрите в другой статье автора «Рассуждения о раскрытии – сжатии оборота небес»)

(5) Взаимное сочетание работы в движении, работы в покое и вспомогательной работы. Тайцзицюань семьи Чэнь - это такой вид рукопашного боя, в котором сочетаются работа в движении и работа в покое. Такая одновременная тренировка движения и покоя содержит два очень важных момента: во-первых, в процессе выполнения формы достигается взаимное сочетание движения (тело) и покоя (мозг); во-вторых, кроме формы нужно отдельно практиковать работу в покое. Каким образом во время выполнения формы достигается спокойствие головного мозга? Здесь имеется глубокое основание. Так как в двух таолу имеется 155 поз, т.е. более 700 движений, то мозг не должен «отключаться» ни на мгновение для того, чтобы сосредотачиваться во время выполнения и придерживаться установленных требований пронизанности всех сочленений, непрерывности, взаимной поддержки мягкого и жесткого, взаимного сочетания быстрого и медленного. Каждый раз головной мозг должен сосредотачиваться на контроле за движениями, в результате чего достигается спокойствие мозга, столь труднодостижимое в обычной жизни. Конечности и туловище же только реализуют относительно трудные движения. Принцип «одна мысль заменяет десять тысяч дум», делает так, чтобы «штаб» человеческого тела мог успешно приводить в порядок движения тела и конечностей, чтобы негативное возбуждение подавлялось и появлялись положительные эмоции. Очень точно выразил такое состояние теоретик искусства Винкельман: «Образ бездонной глубины океана пребывающей в тиши, невзирая на свирепый шторм на его поверхности». Характер движений в тайцзицюань семьи Чэнь по сравнению с другими, более простыми видами физических упражнений в этом отношении наиболее эффективен. Например, во время бега или занятий простой физкультурой в процессе движений мозг часто может «убегать».

Что касается вспомогательных упражнений, то можно исходить из разной мотивации у людей (одним хочется повысить гунфу боевого применения, другие занимаются для укрепления здоровья). Это может быть, например, скручивание короткой палки тайцзи, встряхивание длинного шеста тайцзи, практика «стояния столбом». Все упражнения нужно сочетать с внутренним вращением даньтяня. Кроме того, практикующим нужно обратить пристальное внимание на воспитание нравственности (гунфу самовоспитания). Таким образом, придерживаясь этих рекомендаций длительное время, можно достичь полноценной тренировки вашего тела и духа.

(Эта статья является частью выступления автора на Всекитайской конференции по исследованию тайцзицюань в Чэнду 23 декабря 1986 года. Позже она была опубликована в 7 номере журнала «Улинь» за 1987 год)


Примечания

(1) Имеются в виду два различных типа выдоха: хэн – выдох через нос, ха – выдох ртом Р.Р.




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: