Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - О раскрепощении

Тему раскрепощения автор уже затрагивал в статье «О раскрепощенном живом упругом встряхивании». Для того, чтобы заострить эту проблему для широкого круга любителей тайцзицюань стиля Чэнь, мы снова обращаемся к этой теме. На основании наблюдений автора, современные последователи стилей Ян и У (吴 式) тайцзицюань уделяют большое внимание вопросу раскрепощения, делают на нем особый акцент, и считают, что некоторые из нас, последователей стиля Чэнь, зачастую уделяют внимание лишь развитию выброса усилия и не уделяют должного внимания тренировке по раскрепощению. На самом деле они не в полной мере понимают, что раскрепощение это лишь основное условие, при котором возможна взаимная поддержка мягкости и жесткости при выбросе усилия, база для раскрепощенной живой упругой встряхивающей силы. Ввиду этого, я почувствовал необходимость заострить внимание на этом вопросе.

1. Цели и внутреннее содержание раскрепощения

Величайший мастер наших дней по Чэнь тайцзицюань учитель Чэнь Чжаокуй придавал особое значение гунфу раскрепощения. Летом 1973 года в своем доме учитель Чэнь Чжаокуй, преподавая мне тайцзицюань, говорил: «В процессе практики тайцзицюань все время нужно «стекать вниз», постоянно следует погружаться вниз, и на 100% быть раскрепощенным. Вместе с этим, все тело нужно отпустить вниз, распуститься до оснований пальцев рук. Только при условии раскрепощения пэнцзинь будет каркасом, займет главенствующее положение (во всем теле), только тогда фацзинь просочится беспрепятственно, если не пройдет – (сила застрянет) в тебе, если проходит – как при внезапном раскате грома не успеешь зажать уши». Так он объяснял связь между раскрепощением и выбросом усилия.
 

Тайцзицюань – это вид физической культуры, который благоприятствует естественному состоянию человеческого организма, действует согласно его природным законам и проявляет природную силу человеческого тела. Через специальные разносторонние тренировки он регулирует и укрепляет врожденные способности человеческого организма, развивает потенциальную энергию человека, уравновешивает и освобождает его тело и психику. Поэтому в процессе занятий тайцзицюань необходимо под общим управлением головного мозга делать так, чтобы мышцы, сухожилия, кости скелета всего тела, равно как и внутренние органы, все могли подчиняться потребностям сознания; необходимо достичь гипотетических пределов координации и упорядоченности, скорости и подвижности, раскрепощения и мягкости с пружинистой силой, при которых «вытягивания и сгибания, раскрытия и сжатия будут пользоваться полной свободой». Еще следует отметить, что через практику тайцзицюань, все тело под управлением сознания начинает подчиняться всем его командам. Одним словом, таким образом, синхронизируются сигналы головного мозга и движения мышц тела. С точки зрения боевого применения, только через такую практику, следуя действиям противника, тело подчинялось сознанию, в ядре даньтянь быстро мобилизовалась сила всего тела, концентрировалась и проявлялась в точке выхода силы. Исходя из этого, нужно сделать так, чтобы все части тела были освобождены от зажимов, следует достичь естественного раскрепощенного состояния всего тела, тем самым создаются благоприятные условия для быстрой концентрации силы всего тела и быстрого выпуска силы. Это похоже на удар гибкого кнута, перед тем, как щелкнуть, он мягкий и гибкий, но когда кнут бьет, по всей длине он крепкий и сильный. В раскрепощении состояние не зажатости является критерием. Что такое «состояние не зажатости»? Я считаю, что его внутреннее содержание должно заключать минимум четыре требования:

1. Раскрепоститься и утихомириться

Тренировка состояния раскрепощенности. Это также отправная точка в тренировке раскрепощенности. Поэтому У Юйсян писал: «Сначала в сердце, потом в теле». Чэнь Синь также говорил: «Сердце должно быть пустым, сердце пустое – четыре конечности пустые». Одно сдвинулось – нет ничего, чтобы не двигалось; одно в покое – нет ничего, чтобы не было в покое. Это движение и покой первым делом зависят от функции управления головного мозга. По этой причине в практике тайцзицюань нужно, прежде всего, раскрепостить и утихомирить головной мозг, это то, о чем говорят: «очистить сердце и мысли», т.е. устранить лишние мысли, сделать сознание чистым, сосредоточенно сконцентрироваться на тренировке. Только при таком погружении сознания можно учитывать дальнейшее развитие в тайцзицюань. В тайцзицюань делается акцент на использовании сознания, на тренировке силы сознания, для этого в первую очередь необходимо привести головной мозг в раскрепощенное и спокойное состояние, а уж после говорить о концентрации и использовании силы сознания.

2. Раскрепоститься и расшириться

В погруженном состоянии головного мозга, под управлением сознания необходимо по порядку расширить каждый внутренний орган, растянуть мышцы, сухожилия, сочленения. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «кожу и волосы нужно энергизировать, кости и суставы нужно раскрепостить», «растягивать в противоположные стороны», «как только есть верх – сразу появляется низ», «на 40% от поясницы тянется вверх, на 60% от поясницы погружается вниз» (Чэнь Чжаокуй), «слева выброс – справа обрушивается, справа выброс – слева обрушивается», «в движении вперед непременно есть поддержка назад», все эти требования являются правилом симметричного раскрытия. Для начинающих изучать тайцзицюань следует особо отметить, что хотя и нужно добиваться раскрытия и расширения, но нельзя забывать, что «в раскрытии содержится идея концентрации», т.е. в раскрытии есть сжатие, раскрытие и сжатие взаимно содержат друг друга.

3. Раскрепоститься и понизиться

Это требование означает погружение ци в даньтянь, смещение центра тяжести вниз и раскрепощение с погружением наиболее важных суставов. Во время практики тайцзицюань, кроме подпирающего макушечного усилия вверх все другие части тела находятся в раскрепощенном и погруженном состоянии. Например, в верхней части туловища плечи должны быть погружены, локти свешены, запястья осажены (обрушенные запястья); в нижней части туловища куа должны быть раскрепощенными, колени согнуты, пальцы ног «хватают» землю; в средней части тела грудь должна быть вобрана, поясница обрушена, все это нужно для раскрепощения и погружения всего тела вниз. Это внешнее проявление раскрепощения и погружения создает благоприятные условия для погружения изначальной ци в даньтянь, понижения центра тяжести, отсюда и устойчивости нижней части тела. Если нижняя часть тела устойчива, то это позволяет средней и верхней части тела быть легкими и подвижными, отсюда может быть достигнуто состояние, в котором в равной степени присутствуют и погружение и легкость, при котором внутренняя ци погружается в даньтянь, что позволит избегать в движениях таких «болезней» как поднимание ци вверх и «всплывание».

4. Раскрепощенная подвижность

Раскрепощенность и подвижность проявляется в двух аспектах: во-первых, каждый сустав должен быть раскрепощенным и подвижным; во-вторых, это эластичная подвижность даньтянь, который управляет движениями конечностей, вращающихся в фазах шунь и ни. Путь решения проблемы лежит через практику, особенно через тренировку чаньсыцзинь, через непрерывное укрепление и увеличение подвижности суставов, укрепление пружинистой силы мышц, сухожилий и связок. Отсюда достигается выполнение требования «в каждом движении все тело должно быть легким и подвижным». Тогда возможна свободная округлая подвижность, гибкость, легкость и быстрота реакции каждого сегмента тела, возможно постоянное увеличение амплитуды вращательных движений суставов, в этом случае гарантируется свобода прохождения силы в момент фацзинь и максимальная скорость концентрации силы в точке выброса.

2. Основные звенья раскрепощения

Рассказывают, как один известный мастер тайцзицюань из Чэньцзягоу господин Чэнь Босянь ища совета у Чэнь Чжаосюя (отца Чэнь Сяована) спросил: «Как тренировать тайцзицюань?». Чэнь Чжаосюй просто сказал: «Нужно раскрепостить четыре места». «Четыре места» это указание на основные звенья раскрепощения, т.е. на два плеча и две куа. Мой наставник господин Чэнь Чжаокуй очень образно и доступно объяснял, когда говорил на тему основных звеньев раскрепощения. Он, в частности говорил: «Нужно особенно обращать внимание на раскрепощение в области груди, только после раскрепощения груди можно говорить об изменениях в груди. Если грудь «деревянная», то ци переполняет грудную клетку, и тогда невозможна взаимосвязь верхней части тела с нижней, невозможны изменения в груди, тогда будешь битым». Еще говорил: «Самое важное в практике тайцзицюань это изменения в груди и пояснице, в груди никогда не должен быть застой, грудь постоянно раскрывается и закрывается и должна быть раскрепощенной, а ключ к раскрепощению в области груди находится в раскрепощении обоих плеч. Поэтому в «Цюаньлунь» говорится: «Хитрости (техник) находятся в плечах, грудь и поясница изменяются, а суть подвижности поясницы заключена в обеих куа, если куа не раскрепостить, то поясница также не может быть подвижной»». А также еще: «Когда мы делаем туйшоу с другими людьми, то, прежде всего, нужно контролировать плечи противника, тогда его плечевые суставы теряют подвижность и возникает сила сопротивления, в свою очередь противник стремится делать то же самое с вами, чтобы контролировать вас. Однако если вы во время выполнения формы решаете проблему подвижности плеч, то плечи раскрепощаются, а значит, руки могут свободно вращаться в плечевых суставах во все стороны, и когда противник захватывает ваши руки и пытается контролировать ваши плечи, вы можете тотчас же продвигаться вперед, следуя усилию захвата и погрузить плечи вниз и сразу же освободиться от его контроля, тут можно не мешкая атаковать». Вместе с тем, учитель говорил: «Подвижность в плечах это вовсе не изолированные движения, они обязательно должны идти вместе с изменениями сгибания-складывания груди и поясницы. Они снова и снова увязываются. Решив проблему с подвижностью в плечах, решаешь проблему с изменениями груди и поясницы, тогда можно считать, что решил проблему с раскрепощением». На тренировках по туйшоу учитель говорил: «Самое страшное, это когда противник толкает тебя, а твои плечи сначала напрягаются и поднимаются, грудь с поясницей тогда делаются как доска, а это полный конец», «Когда говорят о практике тайцзицюань, то имеется в виду, что тренируется туловище, а именно это тренировка плеч, груди и поясницы».
 

Исходя из наставлений этих двух носителей традиции тайцзицюань семьи Чэнь, мы можем понять самые важные пункты и источники раскрепощения всего тела. Решая проблему раскрепощения, мы должны, прежде всего, раскрепостить плечи, раскрепостить куа и практиковать изменения в области груди и поясницы. Ключ к подвижности раскрытия – сжатия области груди находится в раскрепощении плеч, ключ к изменениям сгибания – складывания в области поясницы находится в раскрепощении куа. Поняв эти главные противоречия, можно разрубить гордиев узел и других противоречий.

3. Тренировка раскрепощения

Люди, начинающие изучать тайцзицюань первое время несколько закрепощены, это обычное явление. Это происходит вследствие того, что вы только что соприкоснулись с тайцзицюань и до того как еще не освоили его динамических законов, возникает душевное напряжение, закрепощенные движения, часто это бывает из-за того, что вы обращаете внимание на одно и упускаете другое. В это время нужно помнить о требовании «сдвинулось что-то одно – нет ничего, что бы не двигалось», все движения должны быть гармоничными, раскрепощенными и мягкими, это довольно трудно в исполнении. Напряженный дух непременно сделает движения жесткими. Поэтому следует допускать, что начинающий студент пройдет первичный этап ознакомления и при этом будет закрепощен. На этом этапе самое главное это запомнить очередность движений, линии и направления, уяснить для себя пустое и полное, шунь и ни, точки силы.
После того, как студент научился основам таолу, наступает время тренировке раскрепощения, к тому же нужно сделать акцент на этом специфическом правиле тайцзицюань, вместе с этим, нужно пройти несколько этапов тренировок, которые постепенно научат раскрепощать все тело:

1. От прямизны к раскрепощению

Для того чтобы правильно раскрепоститься, нужно стремиться к вертикальному положению корпуса, которое является основой, в противном случае легко могут возникнуть такие «болезни» как непрочность положения тела, наклоны, заваливание колен, выпячивание ягодиц, сутулая спина.

2. От медленности к раскрепощению

Форма тайцзицюань стиля Чэнь выполняется в разных скоростных режимах, в которых быстрота и медленность взаимно сочетаются. Однако для начинающих следует особо отметить, что когда вы еще не достаточно раскрепощены, следует тренироваться медленно, при медленном выполнении движений можно постепенно, участок за участком раскрепощать все тело, до мельчайших подробностей насладится вкусом раскрепощения.

3. От скручивания к раскрепощению

Все движения идут со спиральным усилием, скручиваясь в фазах шунь и ни. От скручивания нужно стремиться к раскрепощенности, поскольку раскрепощение и мягкость в тайцзицюань формируется в виде спирали, поэтому необходимо от округлых и подвижных вращений стремиться к раскрепощению. Нужно постоянно обращать внимание на скручивание в фазах шунь и ни всех конечностей, при движениях с прямыми траекториями очень трудно добиваться раскрепощения.

4. От базовых требований к положениям тела к раскрепощению

Если сочетать погружение плеч, свешивание локтей, осаживание запястий, то можно добиться поэтапного раскрепощения, подобно тому, как гусеница постепенно выползает из кокона.

5. От собранности к раскрепощению

В тайцзицюань нужно стремиться к раскрепощению и погружению каждой части тела, укреплять устойчивость нижней части тела. Ввиду этого погружение верхней и нижней частей туловища непременно должны служить основанием для устойчивости нижней части. Особенно во время практики формы в низких позициях нижние конечности получают повышенную нагрузку. Фактически выясняется, что практика формы в низких позициях очень эффективна для укрепления устойчивости ног, их здоровья, а также это очень хорошо для раскрепощения в области поясницы, и вместе с тем низкие позиции дают хорошую подвижность для ног. Тем самым можно понять диалектическую взаимосвязь собранности и раскрепощения. В связи с этим, в повседневных тренировках нужно уделять внимание практике форм в низких позициях, тренировать нижнюю часть тела, особенно уделить внимание стоянию на одной ноге, создавая условия для раскрепощения всего тела.

6. В туйшоу начинать с тренировки «поддавков», заимствовать силу противника и тренировать при этом раскрепощение

Самым главным в туйшоу является техника заимствования силы, а в заимствовании силы нужно отбросить свои ошибки и прислушиваться к партнеру, следовать силе противника. В практике туйшоу часто, чем сильней напугать противника, тем он больше напрягается, тогда он становится жестким, упирается, поднимает плечи и т.д. Поэтому мы придерживаемся той точки зрения, что в начале изучения туйшоу следует начинать с тренировки «поддавков». Нужно позволить противнику атаковать, тренируя тем самым навыки уступчивости и поглощения силы противника, тренируя выпуск силы, тренируя большую амплитуду затягивания и атаки, приобретая навык не бояться действий противника, заимствуя силу противника сознательно тренировать собственную раскрепощенную подвижность, нейтрализацию.

4. Раскрепощение и силовая тренировка

Корреляция раскрепощения и собранности, мягкости и жесткости, раскрепощенной мягкости и пэнцзинь в занятиях тайцзицюань зачастую вызывает у людей практикующих тайцзицюань определенные трудности. Тайцзицюань опирается на учение тайцзи инь – ян традиционной древнекитайской философии, руководствуется им в своей теории и практических методах, а именно это часто упоминаемое нами правило о «взаимной поддержке инь и ян». Если делать акцент на раскрепощении и мягкости и не придавать значение взаимодействию жесткости и мягкости, то это не тайцзицюань. Поэтому я всегда, говорю, что раскрепощение это первейшая базовая работа в тайцзицюань, но она не является окончательной и достаточной. Раскрепощение это составная и непременная часть тренировки тайцзицюань, это одна из базовых работ, но не самоцель. Самая конечная цель это, сделать так чтобы раскрепощение распространялось и на многие другие виды тренировок, чтобы всесторонне развивалось цельное спиральное раскрепощенное живое встряхивающее усилие, в котором присутствовало бы и легкость и погруженность, а мягкость и жесткость поддерживали друг друга. Формирование такой силы в тайцзицюань вовсе не определяется одним лишь раскрепощением, она развивается через длительную и трудоёмкую практику форм без оружия, туйшоу, форм с оружием, даньши, равно как и посредством многочисленных видов силовой работы. Однако каждый из методов тренировок и требования к раскрепощению в тайцзицюань не только не имеют каких либо противоречий, но и находятся в тесной взаимосвязи. Есть некоторые люди, которые критически относятся к силовым тренировкам в тайцзицюань, они считают, что такие занятия могут негативно сказаться на раскрепощении, на самом деле, их опасения совершенно излишни.

Все вы знаете, что в тайцзицюань стиля Ян раскрепощению уделяется самое пристальное внимание, но вместе с тем, один из самых известных последователей этого стиля господин Дун Инцзе (лучший ученик Ян Чэнфу) в свое время писал относительно раскрепощения и силовой тренировки. Его слова вполне совпадают с нашим мнением:

«Кто-то говорит, что после занятий тайцзицюань нельзя поднимать тяжестей, нельзя применять грубую силу, это не обязательно так. В начале изучения тайцзицюань в теле первобытная сила, все тело напряженное, когда уже есть некоторый опыт в занятиях тайцзицюань, то тело раскрепощенное и мягкое, мышцы свободно пропускают ци, нужно во что бы то ни стало убрать напряжение, но сохранить первобытную силу, поэтому после раскрепощения и мягкости первобытная грубая сила превращается в правильное усилие – цзинь. Когда говорят о грубой силе, то имеют в виду мускульную силу, которая находится в промежутке между плечами, она не может управляться поясницей и проявляться в пальцах рук. Первобытная сила это базовый капитал, раскрепощенная мягкость это способ применения. Если использовать этот способ применения, то капитал потребуется маленький, а дел можно совершить множество; если не использовать этот метод применения, то капитал потребуется большой, а дел не сделано никаких. Поэтому, после должного использования истинных принципов тайцзицюань можно и поднимать тяжести, и бороться, и играть в мяч, нет необходимости делать какие либо запреты» (Дун Инцзе, «Комментарии к тайцзицюань»).

Господин Дун Инцзе очень образно сравнил связи между силовой тренировкой и раскрепощением посредством базового капитала и управлением коммерческой деятельностью, это превосходный пример. Мне бы хотелось привести еще один пример относительно раскрепощения и силы. Предположим, дети играют на кровати, прыгают вверх и вниз. Чем сила прыжка больше, тем ребенок прыгнет выше, это зависит от упругости пружин в кровати, если пружины в кровати только свободные и мягкие, то не будут иметь пружинистой силы и ребенок приземлившись, не сможет прыгнуть вверх, поскольку сила отдачи слишком слабая, а если кровать слишком жесткая, то ребенку опять же не прыгнуть вверх. Усилие – цзинь в тайцзицюань это единство раскрепощенной мягкости с пружинистой силой, поэтому и говорят о «взаимной поддержке жесткости и мягкости». В «Суждениях о кулачном искусстве» по этому поводу говориться: «затянуть и продвинуться вперед, провалить в пустоту, сжать и выпустить», «затянуть и продвинуться вперед, провалить в пустоту» - это усилие, опирающееся на мягкое скручивание, «сжать и выпустить» - это выпускаемая пружинистая сила, которая базируется на раскрепощенной мягкости. Эта обратная упругая сила без мягкой эластичности никуда не годна, без базовой силовой подготовки она также не может быть рабочей. Поэтому я придерживаюсь того мнения, что нужно развивать силу уже имеющейся упругости мышц тела и внутренней ци, а также работать над гунфу раскрепощения, объединив эти два аспекта, вырабатывается спиральное мощное усилие пэнцзинь, в котором мягкость и жесткость поддерживают друг друга, только тогда будет истинное гунфу тайцзицюань. В виду этого, я считаю, что, придерживаясь специфических методов силовых тренировок, принятых в тайцзицюань стиля Чэнь, таких как встряхивание длинного шеста, скручивание короткой палки, вращение тяжелого мяча, скручивания железной палки. А при условии раскрепощения и использования спирального упругого встряхивающего усилия, можно пользоваться и таким, не традиционным для тайцзицюань тренировочному методу как удары по мешку с песком. К тому же следует отметить, что раскрепощение и силовая тренировка не только не имеют каких либо противоречий, но и взаимно полезны друг для друга. Ключом к этому в первую очередь служит тренировки на развитие раскрепощенности, как базы для свободы и подвижности всего тела, и потом можно приступать к тренировкам на развитие силы. Очевидно, что опасения людей по поводу того, что силовые тренировки могут сказаться на тренировке по раскрепощенности, не имеют каких либо оснований.


(Январь, 1994 г.)

Перевод Р. Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: